Граждане требовательно относятся к соблюдению и защите своих прав. И эта тенденция будет только нарастать.
Запрос общества на повышение уровня защиты прав и свобод человека и гражданина требует от Уполномоченного большей результативности, поиска новых форм работы, повышения эффективности использования уже имеющегося инструментария.
В 2012 году Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области был наделен правом законодательной инициативы по совершенствованию регионального законодательства, что на тот период, было присуще не всем региональным омбудсменам. Зачастую эта функция носила усеченный характер и сводилась к праву обращения к субъектам законодательной инициативы с предложением об изменении и дополнении законодательства.
В начале своей деятельности Уполномоченным разработаны законопроекты по вопросам, связанным с работой аппарата Уполномоченного, административной ответственностью за воспрепятствование деятельности Уполномоченного, порядком рассмотрения обращений граждан.
В дальнейшем, вносились предложения по корректировке нормативных актов федерального (законы «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих», «Об уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации») и регионального уровня. Например, внесение изменений в Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области», в части повышения эффективности деятельности Уполномоченного, позволил снизить сроки ответов на запросы Уполномоченного с одного месяца до 15 дней.
Аппаратом Уполномоченного разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», предусматривающий распространение его положений в том числе и на психиатрические стационары, в которых находятся лица на принудительном лечении. Данный проект был направлен в адрес Губернатора Оренбургской области. В дальнейшем проект указанного Федерального закона внесен Законодательным Собранием в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.
Уполномоченный обращался в адрес Председателя Законодательного Собрания Оренбургской области с предложением о разработке законопроекта, предусматривающего внесение в Закон Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» изменений и дополнений, закрепляющих механизм привлечения к административной ответственности за вмешательство в деятельность Уполномоченного. 16.02.2012 Закон был принят.
В 2019 году были рассмотрены и приняты поправки к закону «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области», направленного на социальную поддержку лиц, страдающих психическими расстройствами, но не являющимися инвалидами. Благодаря этой поправке, люди, страдающие психическими расстройствами, не имеющие инвалидности, теперь смогут гарантированно устроиться на работу по квоте и, что самое главное, получать зарплату, которая, безусловно, поднимет материальный уровень как самого человека, так и его семьи, нередко это – престарелые родители.
На областном уровне ряд законов приняты при поддержке Уполномоченного. Например, закон области, устанавливающий гарантии такой значимой категории граждан как «дети войны», имея отрицательное заключение Губернатора Оренбургской области, был поддержан Уполномоченным и в итоге принят.
Вносились и другие предложения по рассматриваемым Законодательным Собранием области проектам законов: по бесплатной юридической помощи; по предоставлению земельных участков инвалидам; по профилактике насилия в семье и по другим резонансным проектам.
В настоящее время регионы наделяют своих Уполномоченных правом законодательной инициативы, но она распространяется только на тот регион, в котором они работают, а на федеральный уровень вносить свои законопроекты уполномоченные, к сожалению, не вправе.
В 2015 году за Уполномоченным по вопросам своей деятельности закреплено право беспрепятственного и безотлагательного посещения органов государственной власти, местного самоуправления Оренбургской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также мест принудительного содержания, что также повлияло на объективность и оперативность при рассмотрении и принятия решений по жалобам граждан.
Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека невозможно без нормативного, правового сопровождения. Накапливаемый опыт, основанный на практике работы с обращениями граждан, выстраивании отношений с органами власти всех уровней требовал установления дополнительных механизмов по повышению эффективности работы омбудсменов.
С марта 2020 года вступил в силу новый Федеральный закон от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». На основании принятого федерального закона внесены необходимые изменения в областной закон, устанавливающий статус и компетенцию омбудсмена, наделив его дополнительными правозащитными механизмами и возможностями.
В частности, за Уполномоченным закреплено право обращения в суд с административными исковыми заявлениями в защиту прав человека, нарушенных государственными и муниципальными органами, их должностными лицами.
Практика обращения в суд с административными исками пока не получила широкого распространения, но вопрос является актуальным. Подача административных исков в защиту прав и свобод человека и гражданина должна способствовать более эффективной деятельности по обеспечению уполномоченными государственной защиты прав человека.
Применять практику административных исков целесообразно в тех случаях, когда заключения Уполномоченного, направляемые в адрес государственных и муниципальных структур, не привели к восстановлению прав граждан.
В целом, тенденция по расширению пакета инструментария в деле обеспечения гарантий прав и свобод человека является оправданным, необходимым и полезным вектором движения.