Шашлычная -«невидимка»?

        В мае к Уполномоченному поступило коллективное обращение жителей частного сектора улиц Луговой и Омской г. Оренбурга. Людей беспокоила деятельность шашлычной, которую организовала предприимчивая соседка. Специфический запах дыма от изготовления блюд из мяса на открытом огне круглосуточно нарушал покой жильцов в округе.

        К обращению прилагались ответы ведомств, в которые заявители обращались за решением проблемы. Так, Государственная жилищная инспекция нарушений не обнаружила. Специалисты управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации г.Оренбурга в результате выездной проверки установили факт эксплуатации рекламной конструкции с нарушением законодательства и выдали предписание о ее демонтаже. Департамент градостроительства и земельных отношений установил, что индивидуальный жилой дом реконструирован под кафе-шашлычную самовольно. На предупреждение нарушитель не отреагировал. Направленный иск о приведении в первоначальное состояние самовольно реконструированное здание рассмотрен в Ленинском районном суде в августе 2020 года, индивидуальный предприниматель признана виновной в совершении правонарушения, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности по приготовлению блюд на мангалах. Но и это не помогло – с декабря шашлычная вновь заработала. Измученные запахами соседи обратились за помощью к Уполномоченному по правам человека.

        В аппарате Уполномоченного, изучив обращение и переписку, предварительно пришли к выводу о нарушении прав граждан на комфортное проживание. Обращение принято к рассмотрению, направлены мотивированные письма в Управление Роспотребнадзора и Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г.Оренбурга (далее – Комитет) о необходимости проведения тщательной проверки изложенных доводов, пресечении деятельности самовольно организованной шашлычной.

         Роспотребнадзор провел административное расследование и установил правонарушение — несоблюдение требований СанПина. Однако, провести отбор проб и инструментальные измерения содержания примесей в атмосферном воздухе от деятельности шашлычной не представилось возможным «в связи с отказом заявителей от измерений» (из ответа). Как нам стало известно, отказ никто не давал, представителям управления пояснили, что в день проверки кухня шашлычной не работала, следовательно, результаты измерения не были бы объективными. В контрольной закупке по обращению отказано по причине отсутствия оснований для проведения внеплановых выездных проверок.

         Из Комитета поступил ответ, что специалистами проведен мониторинг объекта. На момент обследования деятельность кафе-шашлычной не осуществлялась, каких-либо внешних признаков работы в кафе не установлено. Специалисты ограничились тем, что провели разъяснительную беседу с индивидуальным предпринимателем и довели требования законодательства, регулирующего деятельность объектов потребительского рынка.

         Тогда Уполномоченный повторно направил свою просьбу-требование в адрес руководителя Комитета о необходимости проведения организационных мероприятий по пресечению торговли в неустановленном месте. И на этот раз пришла отписка — на момент проведения рейдовых мероприятий фактов несанкционированной торговли шашлыком не установлено.

          В этом случае, когда установлен факт нарушения прав граждан, Уполномоченный в пределах своей компетенции, установленной Законом Оренбургской области от 18.11.2010 № 3997/924-IV-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» (с изменениями и дополнениями), направил в адрес Главы города Оренбурга свое Заключение, содержащее рекомендации относительно необходимых мер по восстановлению нарушенных прав граждан. Основанием для принятия Уполномоченным мер реагирования явилось то, что комитет потребительского рынка не исчерпал имеющиеся полномочия для урегулирования поставленных в обращении вопросов, что способствовало продолжению нарушений прав граждан. В соответствии с законом, должностное лицо, получившее Заключение Уполномоченного, обязано в течение 30 дней рассмотреть его и в письменной форме сообщить о результатах рассмотрения. Ответ ожидается.

           Одновременно к проверочным мероприятиям сотрудники аппарата Уполномоченного попросили подключиться налоговую инспекцию по Центральному району г. Оренбурга и проверить, соблюдает ли индивидуальный предприниматель законодательство о применении контрольно-кассовой техники. По результатам осмотра шашлычной обслуживание клиентов в помещении действительно не производилось. Однако, в тот же день через официальный сайт в сети Интернет произведен заказ шашлыка (контрольная закупка). При получении и оплате заказа безналичным расчетом кассовый чек не выдан, контрольно-кассовая техника не применялась.

           Разбирательство продолжается. Обращение остается на контроле.